Независимый форум Волгоградской СМП

Объявление

Новый проект - Тесты по ЭКГ ВКонтакте - http://vk.com/club122935445

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Независимый форум Волгоградской СМП » Есть мнение » Новое в системе управления


Новое в системе управления

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Данное письмо пришло обсуждения посетителями нашего форума.

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением
ММА им. И.М. Сеченова

Повышение эффективности управления здравоохранением
на основе стандартов системы менеджмента качества

Повышение эффективности управления здравоохранением является важнейшим фактором улучшения качества, культуры и доступности медицин-ской помощи на основе рационального использования финансовых, материаль-ных и кадровых ресурсов.
Однако в настоящее время в отрасли фактически отсутствуют технологии совершенствования процессов управления. Тем более значимой представляется возможность использования стандартов системы менеджмента качества (СМК) применительно к управленческим процессам. Принципы СМК носят универсаль-ный характер и применимы практически ко всем аспектам менеджмента. Систем-но рассматривая процесс управления лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) или в целом здравоохранением на муниципальном, региональном или фе-деральном уровнях, всегда можно найти его слабые стороны и разработать кон-кретные предложения по их устранению.
Стандарты серии ИСО-9000 могут быть использованы для совершенство-вания функций планирования, организации, трудовой мотивации и контроля, свя-зующих управленческих процессов (принятия решений и коммуникаций). Особое внимание должно уделяться качеству информационного обеспечения управлен-ческого процесса, которое также возможно стандартизировать на основе СМК. Содержание трех основных стандартов системы менеджмента качества пред-ставлено в табл. 1.

Таблица 1

Описание стандартов системы менеджмента качества
№ Наименование стан-дарта Содержание стандарта
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы ме-неджмента качества. Основные положения и словарь». Принят и введен в действие По-становлением Гос-стандарта России от 15.08.2001 № 332-ст. Представляет собой аутентичный текст междуна-родного стандарта ИСО 9000-2000 «Системы ме-неджмента качества. Основные положения и сло-варь». Описывает основные положения  и восемь основных принципов управления качеством. Уста-навливает терминологию для СМК.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы ме-неджмента качества. Требования». Принят и введен в действие По-становлением Гос-стандарта России от 15.08.2001 № 333-ст. Представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования». Устанавливает минимально необхо-димый набор требований к СМК, которые могут ис-пользоваться для внутреннего применения органи-зациями и для сертификации. Направлен на повы-шение результативности СМК.
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы ме-неджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельно-сти». Принят и введен в действие Постанов-лением Госстандарта России от 15.08.2001 № 334-ст. Представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Со-держит рекомендации по более широкому спектру целей СМК, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности органи-зации, а также ее эффективности и результативно-сти. Рекомендуется для организаций, руководство которых преследует цель постоянного улучшения деятельности. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потре-бителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересован-ных сторон и деятельность организации в целом. Содержит методические указания и рекомендации. Не предназначен для сертификации или использо-вания в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как со-гласованная пара стандартов СМК для дополнения друг друга, но их можно при-менять также и по отдельности. Несмотря на то, что у стандартов различные об-ласти применения, они имеют аналогичную структуру.
Представленные стандарты не содержат конкретных рекомендаций в отно-шении других систем менеджмента, например, таких как менеджмент охраны ок-ружающей среды, профессионального здоровья и безопасности, финансовый ме-неджмент или менеджмент рисков. Однако они позволяют внедрять методы ме-неджмента качества в соответствующие подсистемы менеджмента организации. Таким образом, управление включает менеджмент качества наряду с другими управленческими процессами. Стандарты СМК могут применяться не только в  управлении качеством медицинской помощи, но и лекарственным обеспечением, финансами, материально-техническими и кадровыми ресурсами и т. д.
В настоящей публикации представлены общие подходы к повышению каче-ства управления здравоохранением на основе стандартов СМК. Статья подготов-лена на основе действующих ГОСТов, носящих рекомендательный характер, и авторских комментариев к ним. Вопросы управления качеством медицинской по-мощи, хотя именно они является основной областью применения стандартов СМК, в данной публикации не рассматриваются.

Общие подходы
Стандартизация на основе СМК позволяет унифицировать и усовершенст-вовать большинство процессов управления. Особое внимание должно быть уде-лено наиболее значимым и часто повторяющимся управленческим действиям. Отсутствие стандартизации в области менеджмента ведет к снижению эффектив-ности управления, затруднению формирования у руководителей адаптированных и доказавших свою эффективность стереотипов поведения и мышления, целост-ного восприятия окружающей среды, искаженному восприятию, анализу, интер-претации и использованию управленческой информации.
Стандарты системы менеджмента качества носят универсальный характер и применимы к любым процессам, в т. ч. к процессам управления здравоохране-нием.

Восемь принципов менеджмента качества
В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные по-ложения и словарь» представлены восемь принципов менеджмента качества:
1. Ориентация на потребителя.
2. Лидерство руководителя.
3. Вовлечение работников.
4. Процессный подход.
5. Системный подход к менеджменту.
6. Постоянное улучшение.
7. Принятие решений, основанное на фактах.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Принцип 1. Ориентация на потребителя
В ЛПУ, как и в другой любой организации, помимо конечного потребителя медицинских услуг имеются многочисленные потребители вспомогательных и промежуточных услуг. Например, медицинский работник может являться потреби-телем информации, услуг связи, транспорта, медицинского оборудования, рас-ходных материалов и т. д. Успех деятельности любой организации зависит от по-требителей, как внешних, так и внутренних, поэтому необходимо понимать их те-кущие и прогнозировать будущие потребности, выполнять их требования. Без уче-та и удовлетворения запросов внутренних потребителей в учреждении здраво-охранения неизбежно страдает лечебно-диагностический процесс.

Принцип 2. Лидерство руководителя
Руководители органов управления здравоохранением и ЛПУ должны обес-печивать единство цели и направления деятельности своих организаций. Для это-го следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники мо-гут быть полностью вовлечены в решение задач организации. Принципы менедж-мента качества используются для:
• разработки и поддержания политики и целей организации в облас-ти качества;
• популяризации политики и целей в области качества во всей орга-низации для повышения осознания, мотивации и вовлечения пер-сонала;
• ориентации на потребителей во всей организации;
• внедрения процессов, позволяющих выполнять требования по-требителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества;
• разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эф-фективной СМК для достижения целей в области качества;
• обеспечения необходимыми ресурсами;
• проведения периодического анализа СМК;
• принятия решений в отношении политики и целей в области каче-ства;
• принятия решений по мерам улучшения СМК.
Указанные задачи СМК в полной мере применимы к процессу управления организацией в целом и отдельными аспектами ее деятельности.

Принцип 3. Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, поэтому следует определить их потребности и ожидания, удовлетворенность работой, стремления профессионального роста, что поможет обеспечить наиболее полное вовлечение их в производственный процесс и повышение трудовой мотивации. Улучшение результативности и эффективности управления организацией возможно только через вовлечение работников и их поддержку. Для этого необходимо поощрять активное трудовое поведение и развитие работников посредством:
• планирования и организации профессиональной подготовки и карьеры;
• определения ответственности и полномочий работников;
• разработки индивидуальных и групповых целей, менеджмента вы-полнения процесса и оценивания результатов;
• содействия вовлечению работников в процесс постановки целей и принятия решений;
• признания и справедливого (по мнению самих работников!) возна-граждения;
• содействия открытому многостороннему обмену информацией;
• постоянного анализа потребностей работников;
• создания условий, поощряющих нововведения;
• обеспечения эффективной групповой работы;
• информирования о предложениях и мнениях;
• использования измерений степени удовлетворенности работни-ков;
• выяснения причин прихода работников в организацию и их уволь-нения.
Руководству ЛПУ необходимо создать культурную среду, способствующую вовлечению работников в активный поиск возможностей улучшения показателей процессов, деятельности и характеристик медицинских и иных услуг. Полномочия должны делегироваться так, чтобы работники приняли на себя ответственность за их выполнение, включая повышение качества трудовых процессов и услуг.

Принцип 4. Процессный подход
Представляет собой мощный методологический инструмент изучения и со-вершенствования деятельности любой организации. Однако на практике его реа-лизация оказывается не таким простым делом. Необходимо рассматривать про-цессный подход как своеобразную технологию моделирования. Желаемый ре-зультат достигается быстрее и эффективнее, когда деятельностью и соответст-вующими ресурсами управляют как процессом.
Лучшие системы управления всегда основаны на системном анализе и оп-тимизации процессов. Эффективный менеджер ищет процессы повсюду. Их при-рода универсальна, поэтому целесообразно использовать единые терминологию, принципы и методы управления процессами, изложенные в рассматриваемых на-ми стандартах СМК. Все они применимы к процессу управления, в т. ч. планиро-вания, организации, мотивации и контролю, принятию управленческих решений, развитию внешних и внутренних коммуникаций, а также информационному обес-печению управленческих действий.
По своей природе все явления представляют собой динамические процес-сы. Часть из них протекает произвольно по своим объективным законам, часть подвержена воздействию со стороны человека. Управляемые процессы в здраво-охранении распространены достаточно широко. Уже само название одного из ос-новных понятий в здравоохранении – «лечебно-диагностический процесс» - под-разумевает применение процессорного подхода в практике оказания медицинской помощи.
Эффективные  руководители органов управления здравоохранением и ЛПУ постоянно стремятся (а главное делают это!) к совершенствованию всех аспектов деятельности подчиненных организаций, не забывая концентрировать свое вни-мание, силы и ресурсы на решении, прежде всего, приоритетных задач. Они четко представляют себе работу своих организаций как систему взаимосвязанных и взаимодействующих динамичных процессов. Их системный подход к управлению направлен на координацию всех аспектов деятельности учреждения.
Любая работа, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы эффективно функциониро-вать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвя-занными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса яв-ляется входом следующего. Систематическая идентификация и менеджмент при-меняемых процессов и, прежде всего, обеспечения их взаимодействия могут счи-таться «процессным подходом». Для результативного и эффективного функцио-нирования организация должна определить и осуществлять менеджмент много-численных взаимосвязанных видов деятельности. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимо-действии.
На рис. 1 приведена основанная на процессном подходе система менедж-мента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000. Как видно, заинте-ресованные стороны играют главенствующую роль в деятельности организации. Наблюдение за их удовлетворенностью требует оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий.

   
Рис. 1. (см. ниже)
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе.*
*Источник: ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования».

Стандарты СМК ориентируют на применение «процессного подхода» с це-лью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их требований. Для более эффективного управления процессами составляют план, включающий следующие разделы:
• требования к входу и выходу (например, стандарты оказания медицин-ской помощи, спецификации и ресурсы);
• виды деятельности (подпроцессы) внутри процессов;
• верификацию  и валидацию  процессов и продукции (медицинских и иных услуг);
• анализ процесса, в т. ч. его надежности;
• определение, оценку и уменьшение рисков;
• корректирующие и предупреждающие действия;
• возможности и действия по улучшению процессов;
• управление изменениями, относящимися к процессам и продукции (услу-гам).
Примерами вспомогательных процессов управления здравоохранением в целом или отдельным ЛПУ могут являться:
• управление информацией;
• управление персоналом, включая профессиональную подготовку меди-цинских работников;
• финансовый менеджмент;
• управление материально-техническими ресурсами;
• - управление маркетингом медицинских услуг;
• управление лекарственным обеспечением и т. д.
Применительно непосредственно к менеджменту можно рассматривать взаимосвязанные процессы планирования, организации, мотивации и контроля, принятия решений, информационного обеспечения, коммуникаций. Выходы про-цесса управления здесь также должны учитывать потребности и ожидания внеш-них и внутренних потребителей и других заинтересованных сторон.

Принцип 5. Системный подход к менеджменту
Один из наиболее старых и в то же время недооцененных подходов к управлению здравоохранением. В его основе лежит теория систем. При систем-ном подходе здравоохранение рассматривается как открытая динамическая сис-тема, состоящая из взаимосвязанных частей (подсистем), оказывающих влияние на вышестоящую систему, и сами подверженные ее влиянию. Если любая часть системы, особенно такой сложной как здравоохранение, функционирует неэффек-тивно, то она оказывает негативное влияние не только на деятельность системы в целом, но и на отдельные составляющие  ее части, что может еще больше усугу-бить ситуацию. Значимость отдельных частей системы различна. Улучшение ра-боты ее критических составляющих (узкого места), часто не требующее значи-тельных ресурсов, может значительно повысить ее эффективность в целом. Од-нако всегда следует помнить, что система не является простой суммой свойств входящих в нее частей, а обладает новыми системными качествами.
Объективная необходимость применения системного подхода определяет-ся увеличением и усложнением внешних и внутренних связей системы здраво-охранения, а также динамичностью развития и неопределенностью окружающей социально-экономической среды. В основе традиционного подхода к управлению лежала уверенность в том, что для эффективного руководства достаточно распо-лагать информацией о состоянии здоровья населения и основных влияющих на него факторов, а также материальных, финансовых, кадровых ресурсах отрасли и основных показателях деятельности учреждений здравоохранения. На основе этого принимались управленческие решения по его развитию.
При системном же подходе вначале определяется вышестоящая система, изучаются ее свойства и закономерности развития, и только потом переходят к анализу нижестоящей системы (подсистемы) с учетом влияния вышестоящей. Та-ким образом, здравоохранение рассматривается как единая система, состоящая из отдельных взаимосвязанных подсистем, и как часть системы более высокого уровня, в качестве которой можно рассматривать социально-экономическую сис-тему страны, которая в свою очередь является частью мировой системы.
Интеграционные процессы, глобализация экономики, новые технологии, ми-грация населения, загрязнение окружающей среды, бедность и низкий уровень развития здравоохранения многих развивающихся стран, войны, национальные и политические конфликты, изменения духовной среды и образа жизни самым не-посредственным образом затронули систему российского здравоохранения. В ка-честве примера можно привести эпидемию СПИДа, занесенного в нашу страну извне.
Одним из направлений системного подхода стала теория ограничений, сформулированная и пропагандируемая Э. Голдраттом. По его мнению, препят-ствия, которые ограничивают возможности эффективного функционирования практически любой системы (он их называет системными ограничениями или уз-кими местами), можно разделить на 2 группы.
Во-первых, это узкие места, которые не позволяют увеличить производи-тельность и качество труда на отдельных участках.
Во-вторых, это стереотипы и убеждения в области управления, которые никто не ставит под сомнение (причем именно последние составляют 90-95% об-щего объема ограничений). Задача руководителя найти узкое место системы и расширить его. Вот как описывается применение теории ограничений в лечебном учреждении Milton Keynes Hospital. Эта больница средних размеров считалась са-мой неблагополучной в Англии: соблюдение установленных стандартов приема больных было для нее редкостью. Так, плановой операции пациенту приходилось дожидаться в течение полутора лет, а приема у специалиста – месяц. «Мы сосре-доточились на времени, которое пациент проводил в отделении скорой помощи с момента поступления и до того как покинуть отделение одним из трех способов: вернуться домой, быть госпитализированным в стационар или быть отправлен-ным в морг» – рассказывает Голдратт. Узким местом в госпитале оказалось от-сутствие системы приоритетов для ключевых показателей: сколько времени паци-ент уже ждет в отделении и сколько времени предположительно уйдет на оказа-ние помощи. В результате многие пациенты оставались в отделении скорой по-мощи дольше установленных стандартом 4 ч. Оказалось, что анализы крови из отделения скорой помощи при отправке в лабораторию не имели приоритета пе-ред анализами крови из других отделений. А ведь ряд тестов требует длительного времени для обработки и получения результатов. Так что, помимо ожидания ме-дицинской помощи, пациент был вынужден сверх того еще и ждать результаты анализа.
Сегодня, когда пациент поступает в отделение скорой помощи, первое, что выясняет персонал, – нужно ли ему делать анализ крови. И если нужно, то делают это сразу. Ничего сложного. Столь же простыми и понятными были и последую-щие изменения. Через год после начала проекта внедрения теории ограничений Milton Keynes Hospital был признан лучшей больницей Великобритании. Причем этот результат достигнут без увеличения штата врачей и сестер.
Теория ограничений предлагает сконцентрировать усилия и имеющиеся ре-сурсы на основных узких местах системы. Это особенно актуально для российско-го здравоохранения с его хроническим недофинансированием и слабой матери-ально-технической базой. Узкое место можно найти и в системе формирования общественного здоровья, где различные заболевания имеют различный вес в структуре смертности, инвалидности, потерь трудового потенциала и т. д. Соглас-но теории ограничений, как только узкое звено перестает быть самым слабым звеном системы, вместо него появится какое-то другое. Соответственно, для бо-лее качественного повышения эффективности деятельности системы требуются комплексные подходы. Снижение уровня смертности от сердечно-сосудистой па-тологии неизбежно приведет к повышению смертности от онкологических заболе-ваний, т. к. потенциальные онкологические больные будут доживать до возникно-вения рака. Тем старше поколение, тем менее эффективны вложения в сохране-ние его здоровья. Есть ли смысл расширять узкое место, если на смену одного ог-раничителя приходит другой с практически такими же качественными характери-стиками? Наиболее целесообразным представляется направлять усилия и имею-щиеся ограниченные ресурсы здравоохранения на решение проблем, имеющих в современных условиях наибольшее социально-экономическое и медицинское значение.
Достаточно сложные внутренние и внешние взаимодействия в системах финансирования здравоохранения, организации и качества медицинской помощи, лекарственного обеспечения и т. д., но это темы отдельных публикаций.
Системный подход к управлению здравоохранением является основой ин-тегрирования в одно целое других управленческих теорий. Его практическая реа-лизация требует времени, подготовки соответствующих методических рекоменда-ций по различным аспектам управленческого труда, включая количественные ме-тоды исследования и моделирования систем в здравоохранении, изменения про-грамм обучения, информационного обеспечения управленческого процесса, а главное - перестройки мышления руководителей.

Принцип 6. Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации следует рассматривать как ее неизменную, но практически недостижимую цель (нет предела совершенст-ва!). Повышение результативности и эффективности невозможно без непрекра-щающейся оптимизации системы управления в ответ на изменения внешней и внутренней среды организации на основе системного анализа поступающих дан-ных, разработки корректирующих и предупреждающих действий, которые необхо-димо предпринимать с целью совершенствования управленческих алгоритмов для повторяемых процессов, устранения причин возникающих проблем (несоот-ветствия) и предупреждения повторного их возникновения. Для этого должна быть разработана документированная процедура, включающая:
• анализ несоответствий;
• установление причин несоответствий;
• оценивание необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий;
• разработку и осуществление необходимых действий;
• анализ эффективности предпринятых корректирующих действий.
Имеются 2 основных подхода к проведению постоянного улучшения про-цессов:
1) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению суще-ствующих процессов (перепроектирование существующих про-цессов), или внедрению новых процессов;
2) деятельность по поэтапному постоянному улучшению, проводи-мая в рамках существующих процессов.
Постоянное улучшение процессов включает в себя:
• определение проблем и причин несоответствия;
• оценку результативности и эффективности существующего про-цесса; сбор и анализ данных для выявления основных проблем; выбор конкретной проблемы и постановка задач по ее решению;
• анализ альтернативных решений проблемы, выбор и практиче-ское использование лучшего управленческого решения, устра-няющее первопричины проблемы и предотвращающее ее по-вторное возникновение;
• оценку последствий практической реализации решения: пробле-ма и ее первопричины должны быть устранены или их воздейст-вия уменьшены;
• внедрение и стандартизацию нового решения. Старый процесс заменяется улучшенным, предотвращая повторное возникнове-ние проблемы и ее первопричин;
• оценку результативности и эффективности процесса после за-вершения действий по улучшению.
Процесс улучшения повторяется применительно к оставшимся нерешенным проблемам, а также разработке целей и принятию решений по дальнейшему улучшению процесса.

Принцип 7. Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на объективном анализе данных и правильной их интерпретации руководителями. Достижения в области когнитив-ной психологии  позволяют по-новому взглянуть на многие современные пробле-мы управления. Именно когнитивная психология объясняет, почему принятие управленческих решений является далеко не рациональным процессом и почему руководители в первую очередь воспринимают и усваивают информацию, под-тверждающую их собственные установки , и игнорируют факты им противореча-щие?
Важнейшим практическим направлением когнитивной психологии в области менеджмента является совершенствование мыслительных процессов руководи-телей, борьба с их иллюзорным мышлением, повышение качества и эффективно-сти коммуникаций, в частности информационного обеспечения процесса управле-ния с точки зрения особенностей восприятия и интерпретации данных.
Эффективность управления во многом зависит от набора стереотипов по-ведения и мышления руководителя, сформированных на основе практического опыта и полученного образования, позволяющих принимать решения быстро, не затрачивая значительных когнитивных ресурсов. При этом постоянно оправды-вающая себя схема принятия решения становится все более невосприимчивой к новым фактам и аргументам. Проблема состоит в том, чтобы при изменении си-туации иметь силы и желание отказаться от устаревших установок.
Один из основных постулатов когнитивной психологии гласит, что поведе-ние, мысли и эмоции человека зависят не от объективной реальности, а от ее субъективной интерпретации на основе имеющихся установок. Поэтому необхо-димо понять, как руководители и их подчиненные воспринимают окружающий мир, как их установки влияют на процессы обработки и интерпретации информации, принятие и исполнение управленческих решений, на их поведение, мысли, эмо-ции.
Руководитель принимает решения с помощью понятийных систем и сло-жившихся схем мышления, которые он пытается приспособить к окружающей действительности. Человеческий мозг не в состоянии обработать весь поступаю-щий объем информации об окружающем мире. Это заставляет людей прибегать к мыслительным упрощениям – определенным схемам восприятия, обработки, ор-ганизации и интерпретации информации. Последние в значительной мере опре-деляют, какую информацию мы замечаем, запоминаем и осмысливаем. К сожале-нию, не всегда эти ментальные структуры адекватны объективной реальности.
С точки зрения когнитивной психологии для изучения процесса управления более важно исследовать не объективные свойства окружающего мира, а то, как люди его воспринимают и интерпретируют. Поведение человека, в т. ч. принятие управленческих решений, определяется его прогнозом будущего, а прогноз – ин-терпретацией воспринятой информации на основе имеющихся установок. Следу-ет еще раз подчеркнуть – не информацией, а ее интерпретацией. А интерпрета-ция – дело сугубо индивидуальное, основанное на прежнем опыте и особенностях восприятия ситуации. Люди конструируют в своем сознании окружающую дейст-вительность, исходя из своих индивидуальных установок. Таким образом, объек-тивную реальность каждый человек трактует по-разному. Как правило, люди иска-жают информацию так, чтобы она соответствовала их установкам. Поэтому они слишком часто:
• готовы собирать факты в пользу своих уже сформировавшихся умозаключений и пренебрегать данными, противоречащими им;
• неспособны применять одни и те же критерии в сходных ситуаци-ях;
• неспособны изменять собственное мнение при появлении новых фактов;
• склонны полагаться на легко восстанавливаемые в памяти собы-тия в ущерб другой относящейся к делу информации. Произо-шедшие в последний момент или эмоционально окрашенные со-бытия у них доминируют над более давними, которые больше не представляют интереса, игнорируются или вообще забываются;
• склонны воспринимать окружающий и свой внутренний мир сквозь призму собственной позиции или жизненного опыта;
• склонны к внутренней убежденности в очевидности неких схем и (или) причинной связи двух переменных, в действительности не связанных между собой;
• подвержены чрезмерному влиянию первоначальной информации, которая оценивается как наиболее весомая;
• склонны приписывать успех своему умению, а неудачу объяснять невезением или чьей-то (не своей!) ошибкой, что не позволяет че-ловеку извлекать уроки и осознавать собственные ошибки.
Желательный для человека исход влияет на его прогноз развития событий. Излишний оптимизм, обманчивые корреляции, потребность снизить беспокойство приводят к неправильным прогнозам.
Все указанные особенности обработки информации в полной мере присущи и руководителям органов управления здравоохранением и ЛПУ. Как и все люди, они сознательно или неосознанно используют свои сложившиеся установки в це-лях упрощения окружающей действительности для вынесения суждений и приня-тия решений, особенно в условиях стресса, избытка или недостатка информации. Кстати, широко распространенное мнение о том, что чем больше информации у руководителя, тем более взвешенное решение он принимает, не находит эмпири-ческого подтверждения. Увеличение объема информации просто усиливает его убежденность в своей правоте, как правило, не влияя на качество решения. Кроме того, информация, противоречащая или несоответствующая сложившимся уста-новкам, может просто перестать восприниматься или неадекватно истолковы-ваться, т.к. для изменения и приведения когнитивных структур в соответствие с новыми данными требуются мотивация мыслительных усилий.
Тем не менее, абстрагируясь от психологических особенностей руководите-лей в сфере восприятия и обработки информации, можно утверждать, что форма-лизация многих управленческих процессов в здравоохранении все-таки возможна. Особенно это касается управления технологическими процессами оказания меди-цинской помощи. Для этого требуется системный анализ и измерение количест-венных данных для принятия решений, основанных на фактах. Руководителям ор-ганов управления здравоохранением и ЛПУ следует обеспечивать эффективное измерение, сбор и валидацию данных при выявлении и максимально возможном устранении рассмотренных выше последствий психологических особенностей восприятия и интерпретации информации, чтобы убедиться в результативной ра-боте организации и удовлетворенности заинтересованных сторон. Эта процедура включает анализ целей и  адекватности их количественного и качественного из-мерения, а также использование этих данных для повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организа-ции. Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции (ус-луг) установленным требованиям к закупкам. Она должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию (предоставлять ус-луги) в соответствии со своими требованиями. Должны быть разработаны крите-рии отбора, оценки и повторной оценки. Документирование результатов оценива-ния и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должно произво-диться в соответствии с утвержденными правилами.
Оценка внешних поставщиков для учреждений здравоохранения включает качество и ассортимент приобретаемых товаров (услуг), удобство и соблюдение сроков доставки, надежность, соблюдение финансовой дисциплины.
При установлении партнерских отношений следует:
• определить основных поставщиков и другие организации в качест-ве потенциальных партнеров;
• совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий потребителей;
• совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий партнеров;
• поставить цели, обеспечивающие возможности постоянного парт-нерства.

Заключение
Основные проблемы внедрения новых или адаптированных подходов к управлению здравоохранением носят психологический характер и определяются сложившимися стереотипами и убеждениями, крайне толерантными к изменени-ям. Именно поэтому методы управления здравоохранением должны быть доступ-ны для восприятия и внутреннего личностного принятия на основе формирования новых установок в сознании руководителей. Речь идет о новых мыслительных когнитивных процессах, новом восприятии окружающей действительности и соз-дании определенных мыслительных алгоритмов ментальных процессов на основе логики и не слишком сложных математических моделей, направленных на струк-туризацию и упрощение наиболее часто встречающихся проблем.
Рассмотренные в статье подходы к управлению здравоохранением на ос-нове СМК эффективны как для оперативного, так и стратегического менеджмента, и охватывают все функции руководителя: планирование, организацию, мотивацию и контроль при повышении роли принятия решений и коммуникаций. Они приме-нимы при управлении любыми системами в здравоохранении, будь то качество медицинской помощи, повышение экономической эффективности ее оказания или обеспечение лекарственными средствами и медицинским оборудованием. Имен-но универсальность делает их применение столь эффективными в повседневной управленческой практике и является основой дальнейшего развития теории от-раслевого менеджмента. Не надо забывать правило Парето применительно к управлению: 80% успеха руководителя приносит 20% его ключевых знаний и на-выков. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей является структуриза-ция и внедрение в практику менеджмента и обучения именно этих ключевых тех-нологий управления здравоохранением, способных дать серьезную социально-экономическую отдачу уже в ближайшем будущем. Предлагаемые новые или адаптированные подходы к управлению здравоохранением не застывший свод принципов и правил менеджмента. Главное здесь изменение способа мышления руководителя с целью формирования новых универсальных установок к решению управленческих проблем.

0

2

поскольку я первый, то прокоментирую.
Создание стройных и понятных моделей управления ,на данный момент, одна из основных задач которую надо реализовать.
данная программа, в целом отражает мои направления по которым я буду продвигаться.
на примере этого пимьма можно разобрать по отдельным позициям нашу ситуацию ( что есть, чего нет , что могло бы быть.)

0

3

если boss понял о чём идёт речь тогда ему респект! Во всей этой системе  при применении на наше МУЗ- нет заинтересованности простых работников, отсутствие реального ситмулирования их, нет чёткой задачи, нет основного плана на будующее развитие, нет денег на внедрение новых технологий, нет принципиального понимания что такое Скорая помощь, для чего она нужна, что делать если в большенстве случаев она не нужна, СМП стала заложнецей в политических амбициях главы города. Очень надеюсь что этот руководитель не когда больше не будет переизбран.

+1

4

Arzt написал(а):

СМП стала заложнецей в политических амбициях главы города.

Использование СМП в социальных, а не в экстренных целях произошло не в последние 2 года и не только в Волгограде.
Согласен с Arzt в том, что люди, работающие на СМП, перестали понимать, в чём их работа отличается от "процедурной на дому".

0

5

нет принципиального понимания что такое Скорая помощь, для чего она нужна, что делать если в большенстве случаев она не нужна

жаль что у вас не понимания того про что здесь написано.
понимания что такое Скорая помощь!для чего она существует!!!!!!
решение основных проблем в первую очередь лежит в грамотной организации .в конечном итоге полученье результатов не сводится к требованию финансирования, а к грамотному использованию того что есть на данный момент.
в целом реализации даже не всех пунктов данного письма ,с моей точки зрения, приведет к изменению ситуации в положительную сторону.

по поводу политики- не согласен с вашей точкой зрения.
Уважаемые! не надо фулдить ,переходите к конкретным темам . мои коментарии приложатся.

0

6

Конкретные предложения:
1) Создание постоянных смен, постоянного состава экипажей.
2)Чёткое распределение обязанностей в экипаже путем корекции должностых инструкций, введение четкого порядка фиксации неготовности (некомплектности) экипажа, например принимая смену фельдшер обнаружил отсутствие глюкометра, письменно должил дежурному врачу, который подал рапорт  и т.д
3) ВВедение чёткой, ясной, гласной, унифицированной для всей организации системы поощерений и наказаний
4) ОТКРЫТОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ в отношениях с о всеми сотрудниками организации
Например при желании обучать "молодого специалиста" в экипаже без отрыва от производства- введение института "фельдшеров-наставников", " врачей-наставников" признание их внутренним приказом по организации, утверждающим их права, обязанности, вводящим систему отчета, и соответственно устанавливающим доплату в размере [X]% к их заработной плате

0

7

1 СОГЛАСЕН
2
2.1должностые инструкции достаточно полные, корректировка не целесообразна.
2.2в другой ветке обсуждается
3 по теме
4согласен
по поводу обучения????? при принятии на работу- оценка возможностей и способностей, выбор есть. по врачам сложнее.

0

8

- Создание постоянных смен, постоянного состава экипажей.
А что если работаешь в другой смене или в другом экипаже можно не исполнять возложенных должностных  обязанностей?
А если своим примером покажешь как надо работать и поделишься своими знаниями с молодёжью с тебя убудет?
Да  не все такие как ты, но других нет и уволить их пока нельзя (молодые специалисты).

0

9

Это хорошо, что есть возможность выбора при приеме на работу. Но обучать молодежь все равно нужно. Они многое знают, но к сожалению только в теории. Умение своевременно извлекать из своей памяти нужные знания и навыки без помощи придет не так быстро как хотелось бы. За это время можно таких дров наломать! А мы работаем с людьми, не с железом, где можно запчасти поменять и вперед.Система поощрений очень важна для человека. Хотелось бы еще напомнить, что интеллект - собственность. А собственность обычноо меняют на какой-то эквивалент.

0

10

Arzt написал(а):

Да  не все такие как ты,

А их и не "били" так как меня....

0

11

Пилюлькина написал(а):

Хотелось бы еще напомнить, что интеллект - собственность.

К собственности можно отнести знания, навыки, опыт. А интеллект - это природный (или всевышний) дар, если его  нет, трудно его приобрести. Вот потерять возможно!
Молодёжь, конечно, учить нужно, и это не зазорно, когда есть обоюдное стремление. Но ведь проблема очень противная в том, что персонал Станции должен исправлять огрехи в ОБРАЗОВАНИИ медколледжей и медуниверситета. Впрочем, эта тема очень бурно обсуждалась в другом разделе, так что не стоит возвращаться к ней здесь.

0

12

Zanuda написал(а):

исправлять огрехи в ОБРАЗОВАНИИ медколледжей и медуниверситета.

:D  :rofl:
каким образом????

0

13

Arzt написал(а):

- Создание постоянных смен, постоянного состава экипажей.

Администрацию это не обрадует,тк практически не возможно....обсуждалось в другом разделе...дан чёткий ответ Зануды на этот вопрос!

0

14

Ходят упорные слухи (из вполне достоверных источников), что больница № 7 переходит из городского в областное подчинение с 2012 года. У них, даже, начинают вводить новую систему оплаты труда, не привязанную к сетке, которой не будет. Возникает вопрос об экстренной госпитализации больных в связи с изменением статуса больницы. Надеюсь, что принципы госпитализации останутся прежними.

0

15

John Silver написал(а):

Ходят упорные слухи (из вполне достоверных источников), что больница № 7 переходит из городского в областное подчинение с 2012 года. У них, даже, начинают вводить новую систему оплаты труда, не привязанную к сетке, которой не будет.

Мы тоже движемся из МУЗов в ГУЗы, тем более, что на днях новый закон о здравоохранении принят госдумой уже во 2-ом чтении.
Новая система оплаты у нас вводится с 1 января 2011 года, уведомления уже получили. Сетки ЕТС действительно не будет, а на кошельке почувствуем разницу очень скоро (в какую сторону - вопрос открытый!).

0

16

Zanuda написал(а):

Мы тоже движемся из МУЗов в ГУЗы, тем более, что на днях новый закон о здравоохранении принят госдумой уже во 2-ом чтении.
Новая система оплаты у нас вводится с 1 января 2011 года, уведомления уже получили. Сетки ЕТС действительно не будет, а на кошельке почувствуем разницу очень скоро (в какую сторону - вопрос открытый!).

Помнится, на форуме размещалась статья о том, что оклад не может быть меньше, чем МРОТ (со ссылкой на публикацию результатов сессии президима Верховного суда РФ за 2009 год, 4 квартал, кажется). А вот чего Облсовпроф по этому поводу считает:
http://www.volgprof.ru/official/31-regi … lasti.html

0

17

Доктор Ливси написал(а):

Помнится, на форуме размещалась статья о том, что оклад не может быть меньше, чем МРОТ (со ссылкой на публикацию результатов сессии президима Верховного суда РФ за 2009 год, 4 квартал, кажется). А вот чего Облсовпроф по этому поводу считает:
http://www.volgprof.ru/official/31-regi … lasti.html

Прошу прощения, погорячился. Просмотрел сайт Верховного суда: разъяснение отозвано:
Вопросы, возникающие из трудовых правоотношений

Вопрос 3.

Разъяснение на вопрос отозвано Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 года.
http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=6148

0


Вы здесь » Независимый форум Волгоградской СМП » Есть мнение » Новое в системе управления